Пишите нам здесь | Формирование функциональной грамотностиФункционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.А. Леонтьев, советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук, доктор филологических наук Что такое «функциональная грамотность» Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA — исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная. Каждое задание PISA — это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала. Направления функциональной грамотности:1. Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства. 3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. 4. Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. 5. Креативное мышление — умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше; способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их. 6. Глобальные компетенции: критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Они включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях, заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового. Нормативно-правовые документы по организации работы по повышению, формированию и оценке функциональной грамотностиФедеральный уровеньУказ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 № 03–1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03–1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности» Региональный уровеньРаспоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от 13 декабря 2021 г. № 1594 Муниципальный уровеньПриказ Управления образования аминистрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 03.11.2022 № 405 «Об утверждении комплекса мер по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях муниципального района имени Лазо на 2022/2023 учебный год» Приказ Управления образования аминистрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 12.11.2021 № 433 О внесении изменений и дополнений в приказ Управления образования от 15.09.2021 № 344 Приказ Управления образования аминистрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 15.09.2021 № 344 «Об организации работы по внедрению функциональной грамотности» Постановление администрации муниципального района имени Лазо от 31.03.2022 № 435-па Приказ Управления образования аминистрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 18.03.2022 № 100 «О проведении совещания руководителей общеобразовательных организаций» Приказ Управления образования аминистрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 19.11.2021 № 436 «О проведении совещания руководителей общеобразовательных организаций» (Решение совещания руководителей общеобразовательных организаций от 29.11.2021) Банки заданий по функциональной грамотностиБанк заданий по функциональной грамотности Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы Электронный банк заданий по финансовой грамотности Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение» Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ Примеры тестовых заданий международного исследования PISA Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотностиВебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар) Тест «Цифровые компетенции педагога» Школьный уровеньПоложение ФГ ПЛАН мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся МБОУ СОШ № 1 Переяславка Положение ФГ ПЛАН мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся МБОУ СОШ № 1 Переяславка Приказ Курсовая подготовка учителей Комплекс мер Приказ об организации работы по ФГ в 2023–2024 уч.г. ПЛАН мероприятий по формированию функциональной грамотности 2024-2025 Приказ об организации работы по повышению функуциональной грамотности 2024-2025 |
Муниципальное бюджетное
Полезные ссылки Портал Президент России — детям Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Сайты увлекательного цифрового досугаИнститут Новых ТехнологийЛого-сообщество учителей Язык программирования Лого My robot. Роботы. Робототехника МАСТЕР КИТ. Инновативная электроника ЧИП И DИП. Мастер электроники Увлекательная мультипликация Проект KWN Киностарт Баннеры |